joomix
Автономная некоммерческая организация «Информационно-правовая палата Краснодарского края»

О медиации

Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни; это нормальный процесс и способ взаимодействия людей.

Конфликты можно решать без издержек государственного судопроизводства! А именно: без ненужной огласки, больших временных, денежных затрат, насильственного характера решения, которое может и не соответствовать вашим ожиданиям и интересам. Между тем альтернатива есть, и называется она — медиация, которая представляет собой добровольный процесс выработки соглашения при посредничестве нейтральной, незаинтересованной стороны.

Что такое процедура медиации, какие правовые акты в России ее регулируют? За последние три года такой способ все чаще используется для урегулирования коммерческих, политических, социальных, трудовых, семейно-бытовых и других споров. Неудивительно: ведь в данном случае нет победителей и побежденных, а решение, достигнутое в ходе примирительной процедуры, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и сами заинтересованы в его исполнении. Деловые и личные связи сохраняются, деликатные вопросы обсуждаются конфиденциально, экономятся время и деньги. Заинтересовались?

Медиация успешно работает, основываясь на принципах, закрепленных законодательно:

  • добровольность;
  • равенство сторон;
  • конфиденциальность;
  • нейтральность медиатора.

Медиатор – это не судья, не арбитр, поэтому он не выносит решения по спору, не предлагает возможные варианты разрешения спора, а лишь содействует созданию условий и пространства для диалога между сторонами.

Роль медиатора как беспристрастной третьей стороны заключается в содействии сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации, при выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения. Это решение должно служить взаимному удовлетворению спорящих сторон.

Медиация представляет собой переговорный процесс с характерными для нее особенностями:

  • медиатор выполняет функцию организатора процесса переговоров;
  • активная роль принадлежит сторонам;
  • ни одна из сторон не имеет преимущества, права каждой из сторон равны;
  • медиатор организует и управляет переговорами, учит стороны думать, действовать и строить диалог с установкой на сотрудничество;
  • медиация позволяет найти решения, в которых нет побежденных и проигравших.

Сами же стороны исчерпанных конфликтов, получив определенные навыки по урегулированию споров, в дальнейшем смогут применять их в других конфликтных ситуациях для их разрешения, а, быть может, и недопущения, что, в свою очередь, будет способствовать гармонизации социальных отношений и снижению конфликтности в обществе.

Медиация

  • Процесс неофициальный
  • Конфиденциальный
  • Основан на автономности участников
  • Объединение различных интересов
  • Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего
  • Использование права
  • Уважение различных интересов
  • Решение в духе “выигрыш – выигрыш”

Суд

  • Процесс официальный
  • Публичный
  • Контролируется государством
  • Осуществление правовых позиций
  • Ориентирован на прошлое без благоприятного будущего
  • Применение права
  • Ориентация на победу одной стороны
  • Стратегии в духе “выигрыш-проигрыш”

Эффективность медиации

Эффективность медиации в разрешении споров достигается за счет следующих факторов:

  • использование правил и техник профессионального ведения переговоров;
  • статус медиатора как нейтрального организатора переговоров.

Под «профессиональным ведением переговоров» здесь понимается набор правил и техник, которые устраняют факторы, препятствующие достижению договоренностей, и/или создают условия, способствующие достижению договоренностей. В качестве примера, можно привести следующий, далеко не исчерпывающий, перечень таких правил и техник:

  • уважать собеседника (не оскорблять друг друга);
  • дать собеседнику выговориться (не перебивать друг друга) и внимательно его слушать;
  • не игнорировать возражения собеседника;
  • не игнорировать эмоции собеседника (демонстрировать понимание состояния собеседника);
  • воспринимать не только слова собеседника, но и его невербальное поведение;
  • проверять, правильно ли вами понят собеседник, и наоборот;
  • излагать эмоции в безобвинительной форме;
  • не загонять собеседника “в угол”;
  • начинать договоренности от простых вопросов к сложным;
  • делать различие между человеком и проблемой, между личностью и ролью;
  • делать различие между аргументацией (убеждением в своей правоте) и поиском решения;
  • делать различие между обвинениями (критикой, поиском виновных) и поиском решения;
  • делать различие между фактами и их интерпретацией (догадками);
  • делать различие между требованиями (что хочет собеседник?) и целями (зачем?);
  • переводить обсуждение требований в обсуждение целей;
  • чем больше вариантов решения, тем больше возможность договориться выгодно;
  • видеть в конфликте не только конфликт, но и существование других отношений сторон;
  • допускать сосуществование не только своей правды, но и правды собеседника;
  • не выдвигать ультиматумов.

Использование данных правил и техник в ходе медиации обеспечивает медиатор. Сторонам необязательно знать их и уметь применять самостоятельно – достаточно лишь отвечать на вопросы медиатора и следовать его указаниям, касающимся хода беседы. Прямой обязанностью сторон является лишь соблюдение общих правил поведения в переговорах (не оскорблять и не прерывать друг друга), а также договоренностей по организационным вопросам. Соблюдение сторонами остальных правил достигается медиатором за счет желания обеих сторон разрешить свой спор. Недобросовестное поведение отдельной стороны в ходе медиации быстро становится очевидным и влечет прекращение медиации.

Почему стоит использовать примирительные процедуры?

  1. ЭФФЕКТИВНО: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.
  2. НЕДОРОГО: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.
  3. БЫСТРО: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.
  4. СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
  5. ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ: которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.
  6. ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.
  7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.
  8. ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.
  9. ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
  10. КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.
Наши партнеры
Бесплатная онлайн консультация
Cайты государственных органов
Заказать обратный звонок
Адвокатский кабинет  Записаться

callback

 

 

Please publish modules in offcanvas position.